Россия потеряла еще две позиции и откатилась на 141-е место из 180 возможных в мировом рейтинге восприятия коррупции, который ежегодно составляет международная неправительственная организация Transparency International.
По итогам 2023 года Россия потеряла еще 2 балла в национальном коррупционном индексе и получила 26 баллов из 100 — самый низкий результат за все время исследований.
Пропустив почти все страны Восточной Европы, почти все постсоветские республики, а также большинство государств Африки и Латинской Америки, Россия расположилась в рейтинге-2023 по соседству с Угандой и Гвинеей (они также набрали 26 баллов). Ситуация с восприятием коррупции в России, по данным Transparency International, оказалась хуже, чем в Габоне (136-е место), Мавритании (130-е место), Замбии и Эфиопии (делят 98-е место), но чуть лучше, чем Зимбабве и ЦАР (делят 149-е место). Из государств бывшего СССР показатели ниже получили лишь Азербайджан (154-е место), Таджикистан (162-е место) и Турменистан (170-е место).
Негативная динамика в России прослеживалась давно, однако из-за давления на прессу и прежде всего войны против Украины все государственные меры борьбы с коррупцией потеряли эффект, сказал Deutsche Welle Илья Шуманов, директор российского подразделения Transparency International: «Последний год стал и для экспертов, и для профессионального сообщества сигналом о том, что в России ситуация с коррупцией гораздо хуже, чем была последние десять лет».
Авторы исследования подчеркивают, что индекс отслеживает именно восприятие коррупции, то есть субъективную оценку, и составлен на основании данных 13 источников, среди которых — Всемирный банк, Всемирный экономический форум, а также десять консалтинговых компаний и аналитических центров. В лидерах рейтинга находятся скандинавские страны и Новая Зеландия, а нижние строчки занимают Сирия, Венесуэла и Сомали.
Как отмечает Шуманов, коррупция является одним из ключевых триггеров антиправительственных протестов по всему миру. «Есть целые исследования о связи протестной активности и уровня коррупции в стране. И там прослеживается четкая связь между вспышками протеста и коррумпированностью, который, собственно, является индикатором несправедливости в обществе», — пояснил эксперт.