«Вы всегда на светлой стороне истории. Я не сомневаюсь, что вы выберете сторону свободы и справедливости», — сказал президент Украины Владимир Зеленский, выступая в канадском парламенте. Интересно, что подумали о словах «всегда», «свобода» и «справедливость» наверняка находившиеся в зале представители коренных народов Канады? Их раньше называли индейцами, а теперь считают это слово обидным.
Президента Зеленского можно понять. В международных поездках, в публичных выступлениях ему недостаточно, чтобы весь мир признал правоту Украины в этой войне, мир и так давно эту правоту признал. Президенту важно, чтобы мир признал Украину — добром, а Россию — злом, с которым нельзя иметь никакого дела.
Ну разве что качать со стороны зла газ через линию фронта по территории добра.
Коренные народы смолчали про всегдашнюю свободу и справедливость, у них в культуре патетические формулировки вообще считаются не очень хорошим тоном, но не смолчал спикер парламента Энтони Рота. Он выкликнул нарочно приглашенного и сидевшего где-то на галерее старика по имени Ярослав Гунка, сказал, что старик этот сражался за свободу Украины и что старик этот «украинский герой и канадский герой».
Спикера можно понять — Ярослав Гунка живет в том самом округе, от которого спикер избирается, так почему бы не назвать своего избирателя героем, глядишь, он за тебя и опять проголосует! Президент Украины аплодировал, ибо как же не аплодировать украинскому и канадскому герою.
А на следующий день польские и еврейские гуманитарные организации по всей Канаде выступили с яростными протестами, потому что Ярослав Гунка за независимость Украины от Советского Союза, конечно, сражался, но сражался на стороне фашистской Германии и в составе дивизии СС «Галичина». Ради независимости Украины эта дивизия в основном убивала поляков и евреев.
Еще на следующий день спикер Рота извинился, сказал, что не знал подробностей про подвиги Гунки и про дивизию «Галичина» ничего толком не знал, потому что дело было почти восемьдесят лет назад и где Галичина, а где Канада! Президент Зеленский тоже ничего про Гунку не знал, а аплодировал, потому что сказано было — герой.
Эти извинения никак не помешали российским пропагандистам кричать, что украинский президент аплодирует эсэсовцу и нацисту, а заокеанские хозяева украинского президента чествуют украинского эсэсовца и нациста как героя, что и требовалось доказать. Об извинениях канадского спикера и о протестах канадских гуманитарных организаций российские пропагандисты ничего не говорили, ибо в представляемую российской пропагандой картину мира извинения и протесты не вписываются, да и зачем их туда вписывать?
Что думал и чувствовал в связи со всем этим старик Ярослав Гунка, мы не знаем. От рождения ему должно быть лет сто, ну хорошо, 98, и неизвестно, какие обстоятельства привели его мальчишкой служить в дивизию СС. Да и понимает ли он сейчас, что происходит.
Впрочем, возраст не снимает с него ответственности.
Весь этот хитросплетенный клубок обстоятельств я рассказываю для того, чтобы иллюстрировать наибанальнейшую мысль — мир сложный. Мы понимаем это, когда читаем Гомера и не можем сказать, например, что греки суть добро, а троянцы — зло. Мы понимаем это, когда смотрим «Игру престолов» и не может назвать добром или злом ни Ланистеров, ни Баратеонов, ни Талли. Разве что Старки поприличнее других, ну так поэтому они и получились несколько ходульными.
Сложность и противоречивость событий, наблюдаемых нами со стороны, мы понимаем. Понимаем, что одна из конфликтующих сторон может претендовать на правоту, но не может быть воплощением добра. Но про события, происходящие вокруг нас, мы понять этого не можем. Нам надо все упростить — черное и белое, добро и зло! Мы на стороне добра! Нам так нужно! Иначе с уме сойдем!
Но так не бывает. Мир сложный. Граница между добром и злом — еще одна банальность — пролегает по сердцу каждого человека.