Китайские банки начали чаще отказывать в проведении платежей клиентам, закупающим в Китае товары для российских маркетплейсов. В январе—августе 2024 года на Китай пришлось 51,1% всех трансграничных платежей, которые осуществили селлеры отечественных онлайн-магазинов. Это на 16,7 процентного пункта меньше, чем за тот же период прошлого года, показало исследование Модульбанка и центра развития и поддержки предпринимательства PRO Wildberries, с которым ознакомился «Коммерсант».

В исследовании говорится, что изначально китайские банки усложнили платежи из России за электронику, однако затем это распространилось на другие группы товаров. «Сейчас стало сложно провести трансграничные расчеты для закупки в Китае товаров повседневного спроса, включая одежду и продукты питания», — подтвердил индивидуальный предприниматель из Хабаровска Максим Силин.

В Благовещенск привезти оптом товар из Ханхэ (ближайший от границы РФ китайский город) можно за пару-тройку часов, но при этом китайские банки переводят предоплату держателю продукции чуть ли не две недели, отметил местный селлер Константин Кирсанов.

В то же время доля Турции в трансграничных платежах селлеров в январе—августе 2024 года особо не поменялась: 6,7% против 6,2% за тот же период 2023-го. При этом турецкие банки, так же как и китайские финансовые учреждения, опасаясь вторичных санкций Запада, зачастую отказывают в проведении платежей.

На этом фоне в общем объеме трансграничных платежей продавцов российских маркетплейсов почти втрое выросла доля Беларуси, в четыре раза — Армении, в пять раз — Кыргызстана, следует из исследования. Однако в процентном соотношении доля этих стран пока все равно остается невысокой: так, на Беларусь в январе—августе 2024 года приходилось 11,7% платежей, на Кыргызстан — 9,6%, на Армению — 3,6%.

«Проблем в расчетах со странами СНГ не наблюдается. К тому же большой объем расчетов осуществляется в российских рублях», — говорит член правления Модульбанка Светлана Годлина.

Также селлеры начали предлагать больше продукции российского производства, отмечает основательница одежного бренда DNK Russia Анна Ничкова. В объединенной компании Wildberries и Russ сообщили, что в январе—июне текущего года доля товаров российского производства, которые покупали на маркетплейса, составила 41,7% от общего оборота. Годом ранее суммарная доля такой продукции в общих продажах не превышала 1%.

Ранее торговля России с Китаем осложнилась из-за отказа китайских банков принимать платежи от российских компаний. Это произошло после введения 12-го пакета санкций ЕС против России и указа президента США Джо Байдена, разрешившего американскому Минфину вводить ограничения против банков третьих стран за сотрудничество и помощь российскому военно-промышленному комплексу, а также подсанкционным компаниям.

В то же время, по данным главного таможенного управления КНР, за январь–июнь этого года товарооборот между Китаем и Россией вырос на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом 2023-го и составил $136,67 млрд.