Еще одна плохая новость для импортеров: банки Кыргызстана перекрывают популярный канал платежей за санкционные товары в Китай. В лучшем случае он станет сильно дороже. На это The Moscow Times пожаловались несколько импортеров.

Кыргызстан после начала войны стал популярным каналом поставки в Россию товаров, которые не закупишь напрямую – из-за санкций, либо отказа производителей работать с Россией. В последний год многие импортеры пользовались агентской схемой (через посредников и третьи страны) или через свои иностранные структуры переводили деньги в разные страны мира через кыргызские банки.

Это был распространенный способ доставить деньги поставщикам в Китай, Турцию и Южную Корею – так рассчитывались и за санкционные автозапчасти, оборудование и автомобили, и за не попавшие под санкции товары. Американские и южнокорейские банки с 2022 г. почти не принимали прямые платежи из России, а европейские если и принимали – то с большими ограничениями, Турция и Китай с практически перестали принимать из России платежи в долларах и евро, зачисляя только свои национальные валюты и рубли. Причем в Турцию напрямую можно платить только за несколько видов продукции – товары народного потребления, медикаменты и продукты. А из-за осторожной позиции китайских банков прямые платежи из России даже за безобидные товары вроде недорогой одежды или пластиковых товаров для дома могли месяцами «висеть» на проверках.

А вот платежи через Кыргызстан в любой валюте приходили к поставщику за 1-3 дня, причем платить можно было не только в юанях или рублях, но даже в долларах, рассказывает импортер, пользующийся этим каналом оплаты. В результате, например, за 2022 г. объем транзитных SWIFT-платежей через Кыргызстан вырос в 10 раз.

Но гайки постепенно закручивались. Год назад из-за российских денег любые платежи по SWIFT из кыргызских банков были поставлены под жесткий контроль в Турции и Южной Корее.

А этим летом под давлением американских властей, угрожающих вторичными санкциями банкам, активно работающим с Россией, китайские банки тоже начали с большим подозрением относиться и к деньгам, пришедшим из Кыргызстана, рассказывали в июне-июле источники во внешнеторговых компаниях. Сначала иностранные банки стали дольше проверять долларовые и евровые платежи, пришедшие из Кыргызстана, запрашивая дополнительную информацию об отправителях, назначении платежа и маршруте поставки. Потом проверки распространились и на платежи в национальных валютах.

В июле некоторые кыргызские банки, например Mbank, сообщили клиентам, что перестают переводить юани по SWIFT в крупные китайские банки, потому что те отказываются их принимать, зная, что по такой схеме часто платили российские импортеры, рассказал владелец торговой компании, переводивший деньги в Китай именно через Кыргызстан.

Следующим шагом стал отказ иностранных банков и от рублей. «Из пяти наших июльских и августовских платежей в Китай в юанях через агентов в Киргизии зачислись только два, еще два висят на проверке, а один стразу вернулся – банк заявил, что деньги из Киргизии теперь тоже «грязные»», – рассказывает российский импортер оборудования.

И вот новый этап: кыргызские банки стали требовать от плательщиков обязательства, что закупаемый товар будет растаможен в Кыргызстане, рассказали три импортера, получивших такие требования. Один из них объясняет:

Как минимум, в стоимость поставки придется заложить дополнительные расходы на логистику. «Видимо, скоро будет как с Казахстаном, который еще в прошлом году стал требовать, чтобы закупаемые через него товары из санкционных списков, оборудование и электроника растаможивались на его территории, из-за чего мы «попадаем» как минимум на НДС, а это в среднем 15%, потому что вернуть его очень сложно», – говорит другой собеседник The Moscow Times.

Но что еще хуже, кыргызские банки требуют предоставить документы о таможенном оформлении в их стране ранее оплаченных партий товара — начиная аж с 2022 г., сообщили The Moscow Times еще две компании. «Конечно, ничего мы там не таможили», – признается один из них. Если документы не будут представлены, банки Кыргызстана грозят заблокировать счет. «Хорошо, если только счет заблокируют – мы опасаемся, что банки создадут общий черный список компаний, и мы не сможем использоваться эту страну для транзитных платежей», – говорит собеседник The Moscow Times.

Впрочем, банки Кыргызстана сами рискуют оказаться в финансовой блокаде. В августе южнокорейский Kookmin Bank, один из ключевых корреспондентов для банков Кыргызстана, объявил, что с сентября перестанет проводить SWIFT-переводы в долларах для клиентов киргизских финансовых учреждений, и теперь банки страны спешно ищут новых корреспондентов, чтобы сохранить возможность долларовых переводов.