Центробанк продолжает закручивать гайки, чтобы замедлить рост кредитования. Пока оно в основном увеличивает спрос, который загруженная по максимуму экономика не в состоянии удовлетворить. Результатом стала высокая инфляция при ключевой ставке уже 18%. Поэтому Центробанк действует в двух направлениях: с ноября он в очередной раз ограничит выдачу займов наиболее закредитованным россиянам и сделает необеспеченное потребительское кредитование еще более дорогим для банков, а с июля 2025 г. повысит требования к капиталу банков, что должно замедлить любое кредитование.
Усилия ЦБ дают эффект, но недостаточный, следует из объяснений регулятора. Доля портфеля необеспеченных потребкредитов, выданных закредитованным людям (которые тратят на обслуживание долга более 50% дохода) заметно снизилась – с 64% на начало 2023 года до 53% на 1 июля 2024 г., но это все равно слишком много. Это проблема как для людей, так и для банков: заемщики с более высокой долговой нагрузкой чаще допускают просрочки по кредитам, что влияет на риск возможных потерь банка, особенно в случае стресса, пишет ЦБ.
Чтобы снизить этот риск и улучшить структуру выдаваемых кредитов, он снижает максимальную долю кредитов, которые банки могут выдавать людям с высокой долговой нагрузкой, а также делает потребительские кредиты в принципе менее выгодными для банков. Последнее достигается повышением так называемой надбавки к коэффициенту риска: в результате уменьшается значение одного из основных нормативов для банков – достаточности капитала, отношение капитала к активам, взвешенным с учетом риска. То есть выдача потребительских кредитов требует от банков большего капитала.
А чтобы банки не маскировали такие кредиты под обеспеченные, ЦБ ужесточает требования к нецелевым потребительским кредитам под залог автомобилей. ЦБ отмечает стремительный рост таких кредитов, которые зачастую (40% во II квартале) выдаются людям, тратящим на платежи по долгам более 80% доходов, чтобы ограничить обход банками ограничений.
Растет не только розничное, но и корпоративное кредитование. Поэтому ЦБ предупредил, что с 1 июля 2025 г. временно повысит значение норматива достаточности капитала. Он установит так называемую антициклическую надбавку 0,25%. Такие надбавки позволяют в хорошие времена формировать буфер капитала, а во время кризисов их можно отменять, высвобождая банкам часть капитала и поддерживая их в непростой период. ЦБ планировал установить надбавку в начале 2022 года, но из-за санкций не стал это делать, предупредив, что задействует ее в случае высоких темпов роста одновременно во многих сегментах кредитования.
Именно это и происходит. Несмотря на высокую ключевую ставку, в июле банки выдали компаниям 1,8 трлн руб. кредитов, а рост портфеля ускорился до 2,3% после 1,4-1,5% в мае-июне. Рост розничного кредитования замедлился, но остается высоким отмечал ЦБ. В годовом выражении к августу розничное кредитование опережало рост доходов населения, а корпоративное было сопоставимо с ростом номинального ВВП. По прогнозу ЦБ, и корпоративное, и розничное кредитования до конца 2027 г. будут расти быстрее ВВП в номинальном выражении.
По мнению ЦБ, установление надбавки окажет незначительное влияние на кредитование экономики, ведь большинство банков соблюдают нормативы достаточности капитала с запасом. Но он исходит из того, что в долгосрочной перспективе значение антициклической надбавки должно составлять 1%.
ЦБ закручивает гайки по потребкредитованию, констатирует управляющий директор ГПБ Private Banking Егор Сусин: он физически ограничивает возможность выдачи банком ряда кредитов и делает нецелевые потребкредиты менее выгодным для банков.
А вот антициклическая надбавка с июля в нынешних условиях – это пока «далекое будущее». 0.25% – слишком мало, чтобы повлиять на темпы кредитования в моменте, да и вступление в силу только через 10 месяцев, соглашаются аналитик MMI, добавляя, что ЦБ может повышать эту надбавку: «Поэтому банки, получив такой сигнал, скорее всего, станут чуть более аккуратны в наращивании кредитных портфелей, бизнес-планы на следующий год, скорее всего, будут более консервативны».