
Центробанк поднимет ключевую ставку до 18%, но противостоять быстрому росту цен он не в силах – к такому выводу пришли опрошенные регулятором аналитики. В июльском макроопросе консенсус-прогноз инфляции на этот год резко вырос – с 5,5% до 6,5% (максимальный прогноз – 8%).
Это намного выше и цели ЦБ (4%), и его прогноза (4,3-4,8%). ЦБ уже предупредил, что «значимо» повысит его на заседании 26 июля, а также ключевую ставку. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина прямо заявила, что будет обсуждаться не повышение, а его размер. Консенсус-прогноз средней в этом году ключевой ставки тоже вырос – с 15,9% до 16,8%. С учетом того, что к моменту заседания ставка почти семь месяцев будет на уровне 16%, это означает повышение ставки до 18%, на которых она останется до конца года (хотя есть и другие сценарии).
Результаты опроса рисуют картину перегретой экономики: снова повышен прогноз роста ВВП (с 2,9% до 3,2%) и зарплат – как номинальных (с 12,8% до 15,6%), так и реальных, снижен прогноза безработицы, немного увеличен прогноз дефицита консолидированного бюджета. «Экономика полноценно пошла по «рисковому» сценарию», – отмечают аналитики Росбанка.
Аналитики ЦБ (это не его официальная позиция) тоже пишут о перегреве: быстрый рост ВВП в сочетании с повышением роста цен «указывает как минимум на сохранение перегрева в экономике, когда предложение товаров и услуг не успевает увеличиться, чтобы удовлетворить спрос».
Быстро оно не увеличится. Импорт из-за проблем с расчетами и логистикой не растет, а падает (аналитики еще немного понизили его прогноз), производственные мощности и рабочие руки задействованы по максимуму. «Экстенсивно расти дальше не можем, рост возможен за счет производительности труда, но доступ к технологиям ограничен», – сетовала Набиуллина.
Поэтому перегрев в экономике, скорее всего, будет уходить постепенно, заключают аналитики ЦБ. А пока он сохраняется, баланс между спросом и предложением будет достигаться за счет роста цен. С начала года они выросли на 4,7%. Главная проблема, которую военная экономика создаст России, – инфляция, говорил бывший первый зампред ЦБ Сергей Алексашенко, и ЦБ мало что может с этим поделать.
Люди это чувствуют: инфляционные ожидания населения выросли третий месяц подряд – до 12,4%. Если не брать в расчет всплеск в декабре-январе, это максимум с осени 2022 г. Особенно сильного роста цен ждут те, у кого нет сбережений – по ним инфляция бьет в первую очередь.