Российские производители мебели не смогли заместить ушедшую из страны шведскую сеть товаров для дома IKEA. Спрос на их продукцию упал, из-за чего до конца 2023 года они сократят производство на 20% и поднимут цены еще на 15%, рассказали «РИА Недвижимости» участники рынка.
«Магия IKEA заключалась в том, что магазин давал возможность в одном месте приобрести мебель в нейтральной стилистике, которая подкреплялась хорошими аксессуарами для дома. Поэтому полноценного замещения не произошло», — констатировал исполнительный директор «Ангстрем» Вадим Чернушкин.
На IKEA приходилось около 20% рынка мебели и товаров для дома в России при общей доле иностранных компаний в 40%, говорит гендиректор Mart Bespoke Properties Алексей Мартынцов. По его словам, уход шведского бренда оставил брешь в этом сегменте, несмотря на то, что другие зарубежные производители остались.
По данным вице-президента Союза торговых центров Павла Люлина, половину доли IKEA (10%) забрали маркетплейсы («Яндекс.Маркет» и Ozon), а также крупные компании Hoff, «Аскона» и Mr.Doors. Но оставшиеся 10% до сих пор никем не освоены.
На данный момент на российском рынке мебельных магазинов присутствуют около 30 игроков, из которых крупных 20, отмечает гендиректор компании «Этерна» Дмитрий Томилин.
После ухода IKEA в России начал падать спрос на мебель. В 2023 году он рухнул на 10–15% по сравнению с предыдущим годом, говорит Мартынцов. «Покупательская способность снижена, доходы у людей падают, они склонны экономить, особенно на крупных покупках, которые можно отложить», — объясняет Томилин.
В то же время цены в мебельных магазинах выросли из-за удорожания логистики и дефицита качественной фурнитуры, кожи и других материалов. За последний год стоимость мебели выросла на 12%, а средний чек увеличился до 67,4 тыс. руб., замечает Чернушкин.
На этом фоне с начала года объем производства мебели сократился на 10%, до 7,9 млн единиц, а по итогам года он может упасть на 20%, делится прогнозом Мартынцов. При этом цены на мебель продолжат расти, в том числе из-за девальвации рубля.
«Падение курса [рубля] приведет к удорожанию импортных комплектующих и материалов, что, соответственно, скажется на себестоимости производства», — предупредил президент АМДПР, гендиректор Первой мебельной фабрики Александр Шестаков.